Главная » Статьи » Полезная информация » Статьи |
Особенности социализации детей дошкольного возраста Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей его последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализацией ребенка, которая происходит в трех основных сферах: 1) деятельности; 2) общении; 3) сознании. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом В сфере сознания – формирование образа «собственного я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки. Социальное развитие ребенка происходит по двум взаимосвязанным направлениям: -интеграции – овладение социокультурным опытом, его присвоения; -индивидуализации – приобретение самостоятельности, относительной автономности. Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами интеграции и индивидуализацией, когда с одной стороны он усваивает нормы и правила поведения, принятых в данном социуме, а с другой – вносит свой значимый «вклад» в свою индивидуальность происходит полноценная социализация. Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребенка выступает следующее:
Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна. Определяют успешность социализации нравственное воспитание, коммуникативная компетентность, профессиональная компетентность, социальная гибкость. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, а в условиях, мешающих самореализации, - способность в определённой мере противостоять обществу. Главным критерием социализации ребенка, на наш взгляд, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности. Так, ориентирами для управления процессом социализации в дошкольном образовании выступают организация игры и полноценного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в повседневной деятельности, разностороннее и целостное развитие ребенка в разных видах активности в ДОО. | |
Просмотров: 427 | |
Всего комментариев: 0 | |