Главная » Статьи » Полезная информация » Статьи

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей его последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализацией ребенка, которая происходит в трех основных сферах: 1) деятельности; 2) общении; 3) сознании.

В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом

В сфере сознания – формирование образа «собственного я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

Социальное развитие ребенка происходит по двум взаимосвязанным направлениям:

-интеграции – овладение социокультурным опытом, его присвоения;

-индивидуализации – приобретение самостоятельности, относительной автономности.

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами интеграции и индивидуализацией, когда с одной стороны он усваивает нормы и правила поведения, принятых в данном социуме, а с другой – вносит свой значимый «вклад» в свою индивидуальность происходит полноценная социализация.

Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребенка выступает следующее:

  • для детей до года самое важное – общение внутри семьи. Именно через призму семейных отношений и ценностей им воспринимается и усваивается базовая информация о внешнем мире, формируются шаблоны поведения;
  • после года и примерно до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе. Именно поэтому важно создать условия для возможности полноценных межличностных коммуникаций – то есть водить ребенка в группы раннего развития, на детские площадки, в детские сады. Там дети учатся общаться с себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что необходимо дружить, делиться, сопереживать;
  • от 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем.

Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна.

Определяют успешность социализации нравственное воспитание, коммуникативная компетентность, профессиональная компетентность, социальная гибкость.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, а в условиях, мешающих самореализации, - способность в определённой мере противостоять обществу.

Главным критерием социализации ребенка, на наш взгляд, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности.

Так, ориентирами для управления процессом социализации в дошкольном образовании выступают организация игры и полноценного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в повседневной деятельности, разностороннее и целостное развитие ребенка в разных видах активности в ДОО.

Категория: Статьи | Добавил: tanua45tata (14.01.2017)
Просмотров: 427 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar