Главная » Статьи » Полезная информация » Статьи

Обучение дошкольников правилам дорожного движения с использованием познавательных сказок

Знание и соблюдение правил дорожного движения на сегодняшний день одна из важнейших тем. По статистике, каждой десятой жертвой в дорожно-транспортных происшествиях становится ребенок. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, совершённых несовершеннолетними пешеходами, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам светофора и игра вблизи проезжей части.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Знакомство детей с правилами дорожного движения необходимо начинать с раннего возраста. В этом возрасте дошкольники лучше запоминают полученную информацию. Ребёнок усваивает основные понятия правил дорожного движения и учится применять их в жизни.

Художественное слово в его самых разнообразных формах (сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки) помогает в знакомстве детей с основными терминами и правилами поведения на улицах города. Они образно объясняют поведение героев на улице, в ситуациях, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Герои художественных произведений заставляют дошкольников сопереживать или осуждать их действия, а так же делать определенные выводы. Поэтому, я активно использую средства художественной литературы.

При подборе произведений для чтения, заучивания и рассказывания необходимо опираться на возрастные особенности детей, и поставленные задачи данной темы. Можно использовать следующие произведения: С. Маршак «Мяч», С. Михалков «Светофор», «Скверная история», «Моя улица», «Велосипедист», «Если свет зажегся красный…», Я. Пишумов «Машины», «Машина моя», «Азбука города», В. Берестов «Это еду я бегом», «Про машину»; А. Барто «Грузовик», «Кораблик», Я. Тайц «Поезд». Б. Саченко «Железная дорога», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», И. Гурина «Малышкин светофор», «Непослушный пешеход», В. Сутеев «Капризная кошка»; Т. Шипошина «Автобус»; В. Головко «Правила движения» и т.д.

При обучении детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах города, в своей работе я часто использую поучительные сказки. Например, сказка про то, как Топтыжка знал все правила и его все хвалили, но он все равно чуть не сбил пешеходов. Или про то, как мама кошка всегда переходила дорогу в положенном месте и учила этому своих детей.

Многие сказки мы с коллегой придумываем сами, а так же нам помогают родители и дети. Недавно сочинили две сказки.

Сказка «Кто такая Зебра?», героем которой является Пес, знакомит детей с Пешеходной дорожкой. А в сказке «Кто важнее?», ребята узнают, что все сигналы Светофора очень важны.

После прочтения и обсуждения ситуаций из художественных произведений, дети применяют полученные знания в сюжетно-ролевых играх, например: «По дороге в детский сад», «Мы пешеходы», «Водитель и пешеход», «В автобусе и т.п.

Многие сказки можно обыграть в театральном уголке. Ребенок, наряжаясь в того или иного героя, становится непосредственным участником сказочного сюжета и легко воспринимает нормы и правила поведения. И впоследствии легко применяет их на улицах города.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сочинить сказку на новый лад. В их основе лежат популярные русские народные и литературные сказки. Например, изменить сюжет сказки «Три поросенка» так, чтобы герои участвовали в дорожных приключениях. Сначала знакомим детей с самой сказкой, затем предлагаем им поместить героев в ситуации, которые требуют решения проблемы, связанной с дорожными ловушками.

В работу по ознакомлению детей с правилами безопасности на дорогах, активно привлекаю родителей. Предлагаю поучаствовать в таких конкурсах, как: «Придумайте свою сказку по ПДД», «Сказки на новый лад»; конкурсы рисунков «Сказочный герой, который нарушил правила поведения на дороге» и «По дорогам сказок».

Еще можно предложить дошкольникам и их родителям создать рисованную сказку. Рисунок будет отражать какой-либо эпизод сказки. Потом сканировать рисунки и создать слайды-презентации. Дети могут видеть своих любимых сказочных героев.

Я считаю, что это очень эффективные формы работы по обучению дошкольников культуре поведения на улице.

Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше малыши усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и воспитателям.

 

 

Литература

1. Программа обучения детей Правилам дорожного движения в дошкольных образовательных учреждениях г. Кемерово [Текст] / авт.-сост. Т. Б. Соколова. – Кемерово: МОУ ДПО «Научно-методический центр», 2009. – 32 с.

2. Соколова, Т. Б. Дорожные фантазии. Сборник стихов, загадок, песен, игр по правилам дорожного движения с картинками. Часть 1. Транспорт. [Текст] Изд. Перераб. – Кемерово: МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ», 2015. - 36с.

3. Томилова, С. Д. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Книга 2. [Текст] Изд. АСТ. «Малыш» - М.: 2018. – 704 с.

 

 

 

 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: orehovatata4ka (09.11.2019)
Просмотров: 241 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar