Главная » Статьи » Полезная информация » Статьи

Игровые упражнения по развитию речи в детском саду и дома (методические рекомендации)

Приведу некоторые формы работы с детьми в группе, которые можно проводить и в семье:

- Настольно - печатные игры, которые являются одним из эффективных способов обогащения словаря детей (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.

- Словесные игры, которые заставляют логически мыслить и побуждать к активности

Волшебный мешочек

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты, геометрические фигуры и т. д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает: круглый, маленький, резиновый - это мяч, вытаскивает предмет и дальше рассказывает про него. Он синий с белой полоской, или он красный, на нем нарисована бабочка. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.

Что из чего сделано?

Цель такой игры, научить детей правильно называть предметы и их свойства.

Взрослый: В нашей комнате много предметов, все  сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а вы должны сказать, из чего он сделан, например:

Взрослый: "Стол", дети отвечают: "Стол сделан из дерева"

Взрослый. Какой стол? дети: Деревянный.

Взрослый. "Стакан", дети отвечают: "Стакан сделан из стекла"

Взрослый: Какой стакан, дети: Стеклянный, и т. д.

В нашей группе детям нравится играть в словесную игру: "Я задумала предмет", цель которой научить детей подыскивать правильные прилагательные к  существительному. Например: Игра начинается со слов "Я задумала предмет: он стоит на полке в ..." , и дети должны методом подбора назвать этот предмет: он мягкий, твердый, большой, маленький, стеклянный, бумажный и т. д.

Словесные игры

"Почтальон"

Количество игроков: любое.

Дополнительно: кон­верты с изображением животного или птицы.

Игра формирует навык употребления имен существительных в родительном и дательном падежах. Кон­верты с изображением животного или птицы, означают адре­сата (того, кому предназначено письмо) или адресанта (того, от кого это письмо).

Например:

Письмо корове от курицы. Письмо лисе от мышки. Письмо бабочке от улитки.

Ведущий: "Лесной почтальон Барсук попросил нас помочь ему разнести письма. Вы будете брать письмо, смотреть кар­тинки и говорить, кому оно и от кого".

При затруднении ведущий оказывает помощь наводящими вопросами. Игра продолжается до тех пор, пока Барсук не разнесет все «письма».

"Вот идет Рассеяный по улице Бассейной"

Количество игроков: любое.

Дополнительно: 3 карточки ведущего – фотографии мужчины, женщины и ребенка, карточки с нарисованными предметами одежды, обуви, головных уборов, различных аксессуаров

Игра развивает чувство юмора, умение играть в коллективе, сохранять тайну

Педагог произвольно выбирает из карточек персонаж, который сегодня отправится на прогулку, он кладет карточку на видное место изображением вниз. Для детей эта таинственная личность в конце игры станет сюрпризом.

Дети, разбившись на команды, из предложенной пары вещей выбирают одну. Каждая команда работает втайне от другой. Воспитатель складывает выбранные предметы рядом с фотографией Рассеянного. Когда дети закончат свой выбор, педагог объявляет: "Сегодня на улице льет проливной дождь, а наш герой решил пойти на прогулку в парк. Что же он надел (погода и место прогулок могут каждую игру меняться)?". Воспитатель называет выбранную детьми одежду. Например, он взял чемодан, трость, повязал на шею платочек, обулся в оранжевые сандалии и синие носки, надел шапку-ушанку, красную юбку, фиолетовый пиджак, ажурные перчатки, фуфайку и белую кофточку в малиновый горошек. Далее педагог открывает личность Рассеянного. Многие из предложенных вещей могут не подойти по погоде, сезону, половой или возрастной принадлежности. Посмеявшись над Рассеянным вместе с детьми, воспитатель предлагает детям помочь ему собраться на прогулку.

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения.

Во время приема пищи можно  использовать можно такие пословицы, как "Кашу маслом не испортишь", "Дорога ложка к обеду".

Если ребенок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: "Без труда ничего и не сделаешь", "Поспешишь – людей насмешишь", "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда".

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания).

Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз – книжку, конфетку, игрушку.

Если в семье принято слушать аудио-книги, то можно перед прослушиванием  сказки поговорить вслух, о чем пойдет речь, заинтересовать ребенка, и тогда он непременно будет слушать тихо и внимательно, ожидая "волшебства".

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Развитию диалогической речи способствует игра "Телефон". Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Например, "Звонок  в поликлинику".

Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-ом году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передавать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино.

Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества – составление рассказов по трем-четырем опорным словам, или картинкам.

До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему. И только с помощью педагогов  и родителей, тесно работающих между собой, проводящими совместные мероприятия, будь то праздники, открытые занятия или субботники или др., можно исключить недостатки развития речи дошкольников и подготовить детей к школе.

Советы родителям

  1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
  2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.
  3. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
  4. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
  5. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
  6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

Используемая методическая  литература:

В.В. Гербова ""Общая подготовка связной речи в подготовительной группе".

Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?".

В.В. Гербова "Развитие речи в детском саду".

Категория: Статьи | Добавил: orehovatata4ka (24.05.2020)
Просмотров: 171 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar