Главная » Файлы » Статьи

Социализация дошкольника: условия, проблемы.
27.12.2019, 11:32

Социализация дошкольника: условия, проблемы.

В нашем современном мире проблема приобщения к социальному миру продолжает оставаться одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка-дошкольника.

Дошкольный возраст – важная часть в жизни каждого человека. Этот возраст очень благоприятен для социального развития, и значим для вхождения дошкольника в мир взрослых отношений.

Вот несколько условий для успешной социализации детей в дошкольном возрасте:

  • Развитие у детей положительного отношения к окружающим его сверстниками и старшим, близким и малознакомым людьми, воспитание у них уважения и терпимости к ним. Обеспечение психологического комфорта в коллективе.
  • Развитие коммуникативной компетентности дошкольника – способность устанавливать взаимоотношения с другими людьми, взаимодействовать с ними, уметь слушать и слышать собеседника, способность выражать свои эмоции, уметь узнавать эмоциональные переживания других людей.
  • Развитие социальных навыков детей при обращении с предметным миром.
  • Обогащение предметно-пространственной среды.
  • Формирование самосознания, выделение и становление собственной личности ребенка среди других людей: умение воспринимать себя, познавать мир, взаимодействовать с ним, получать полезный опыт.
  • Обеспечение тесного и взаимовыгодного взаимодействия педагогов ДОО и родителей.

Существуют и проблемы в успешной социализации ребенка:

  • Конфликты между поставленными целями и желаниями ребенка с целями и желаниями взрослых. Ребенок, в силу своего возраста хочет играть, а взрослые пытаются нацелить его на подготовку к поступлению в школу, записывают в различные секции и кружки и т.д. Поэтому со стороны взрослых требуется внимание к детским желаниям.
  • Неумение ребенка определяться с желаниями и соответственно принимать решения. Все это происходит из-за небольшого жизненного опыта, но и может быть из-за условий воспитания детей. За дошкольников все решают взрослые, и ребенок просто подчиняется. Стоит давать больше свободы, инициативе в принятии собственных решений.
  • Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, иногда изолированность ребёнка в семье.
  • Современные дети говорят много, но плохо, рассеянны, не проявляют интереса к предложенным играм, заданиям. Они постоянно, непрерывно двигаются, их трудно бывает удержать на одном месте.
  • Дети очень редко играют во дворах своих домов, не общаются со сверстниками, живущими в их доме. Нет тех «дворовых игр», которые сплачивали детей. Родители бояться за своего ребенка, поэтому дети дошкольники не гуляют без взрослых.
  • Сейчас в наше время дети сидят дома возле компьютеров, за планшетами, телевизором – это очень серьезная большая проблема современного общества. «Компьютеризация общества» заменяет семейное общение, вечернее чтение книг, родители редко рассказывают сказки своим детям.
  • Иногда родители лишают ребенка самостоятельности, что служит развитию безынициативности. Если помощь взрослых избыточна, то ребенок не хочет учиться что-либо делать, не приобретает новых навыков, теряет веру в себя, часто испытывает чувство беспомощности. Получается, что ребенок зависим от окружающих его людей. А если помощь родителей недостаточна, ребенок испытывает ощущение не нужности. Такие дети зажаты, не желают осваивать то, чему их хотят научить взрослые.

Социальное развитие ребенка-дошкольника осуществляется в его деятельности. Детская деятельность осуществляется в разных формах работы, главное и важное место занимает игра. Игровая деятельность является естественной потребностью ребенка-дошкольника. Она является средством общения, создает положительный эмоциональный комфорт в совместной игровой деятельности.

В эти игры можно поиграть с детьми во время адаптации, их главная задача формирование эмоционального контакта и доверия к воспитателю: «Хоровод», «Нежно гладим мы зверят», «Заиньки», «Игры с собачкой».

С детьми старшего дошкольного возраста можно играть:

- игры, направленные на преодоление тревожности и повышения самооценки: «Портрет» (учить распознавать эмоции),
«Зайки и слоники» (способствовать повышению самооценки), «Волшебный стул» (способствовать улучшению взаимоотношений между детьми), «Паровозики» (развитие коммуникативных навыков, сплочение детей, повышение уверенности в себе) и многие другие.

- игры, направленные на сплочение группы детей: «Зеркало»,
«Помоги своему другу», «Носок-пятка», «Жмурки», «Необитаемый остров», «Пошли письмо» и многие другие.

Семья и детский сад играют важную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности.

Литература

  1. Иванова, Н. В. Социальное развитие детей в ДОУ [Текст]: Методическое пособие// Н. В. Иванова. - М.: Творческий центр, 2008. – 53 с.
  2. Практикум по детской коррекции: игры, упражнения, техники. [Текст] / О. Н. Истратова. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2007. – 350 с.
Категория: Статьи | Добавил: orehovatata4ka
Просмотров: 88 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar