Главная » Файлы » Статьи

Сенсорное воспитание. Современные игровые технологии.
28.10.2018, 17:49

Важной задачей дошкольного воспитания является сенсорное развитие детей. Сенсорное воспитание предполагает развитие и совершенствование сенсорных процессов – ощущений, восприятий, представлений, повышение чувствительности анализаторов.

Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания.

Для успешного развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста необходимо насыщать и обогащать развивающую-предметную среду в группе. От того насколько она разнообразна, доступна и зависит развитие ребенка. Конечно предметно-развивающая среда должна соответствовать возрастным особенностям детей.

В. А. Сухомлинский говорил: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В своей практике я использую дидактические игры которые помогают развить у детей способность к обобщению, группировке, классификации, в умении различать и называть формы, цвета, величины, в умении ориентироваться в пространстве (на плоскости и относительно себя).

В течении дошкольного детства можно использовать следующие виды деятельности:

- Лепка из разного вида материалов: глина, пластилин, шариковый пластилин, соленое тесто, разные виды масс, влажный песок;

- Аппликация из разного вида бумаги, лоскутки ткани, пух, вата, фольга, шерстяные нитки;

- Игры с прищепками;

- Конструирование из бумаги, картона, гофрированного картона;

- Рисование пальцами, кусочком ваты, поролоном, ватными палочками, бумажной «кисточкой»;

- Игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым); Лего-конструирование;

- Игры с пазлами разного размера и количеством деталей;

- Шнуровка;

- Сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, фасолины, бусинки, фишки, ракушки), которые могут быть разными по величине, форме, материалу (игра «Золушка»);

- Игры с «Лабиринтами»;

- Игры вида «Чудесный мешочек».

Широко использую следующие игровые технологии:

  1. Развивающая занимательная доска – «Бизиборд» (можно изготовить в виде: доски, куба, домика, изображения сказочного или мультипликационного героя и т.п.). На её панели располагаются много интересных деталей-предметов. Например: различные замки, шпингалеты, мебельные крючки, щеколды, выключатели, дверная цепь; швейная фурнитура (кнопки, липучка, молния, крючочки) на элементах одежды; колокольчик, дверной звонок; разного вида и структуры кусочки ткани; шнуровка; прорезанные дорожки лабиринтов с шариком; счеты; старый кнопочный телефон, телефонная трубка; сделать дверцы, которые ребенок может открыть с помощью ключа; атласные ленты разного цвета и длины, которые можно будет накручивать на карандаш и т.д. «Бизиборд» поможет развить мелкую моторику, освоить счет, научиться шнуровке, закрепить цвета, поспособствует развитию логического мышления, поможет освоить простейшие бытовые навыки и многое другое.
  2. Логические блоки Дьенеша. В играх с блоками дети сначала осваивают умение выявлять какое-либо одно свойство (цвет, форму, размер или толщину), потом по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и цвету и т.д.). Чем старше дети, тем задания усложняются: по трем признакам (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине), по четырем признакам (цвету, форме, размеру и толщине). Дошкольники овладевают умениями анализировать: выявлять свойства в объектах, называть их, правильно обозначать их отсутствие; классифицировать, сравнивать, обобщать объекты по их свойствам; объяснять сходства и различия; обосновывать свои ответы.
  3. Развивающие игры В. В. Воскобовича. Игры можно использовать на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду, только с каждым годом правила усложняются. Каждая игра предполагает решение многих задач обучения, способствует всестороннему развитию ребенка, проявлению творческих способностей. Это следующие игры:
  • «Кораблики Плюх-плюх и Брызг-брызг». Вместо парусов у них цветные флажки, которые можно нанизывать на деревянные реи (кораблик Плюх-плюх) или паруса на липучках. Игра научит считать, различать цвета, можно использовать ее и как шнуровка.
  • «Цветной игровой квадрат». Благодаря своей конструкции квадрат легко трансформируется. Играя с ним можно конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В процессе игры ребенок учиться называть и отличать разные формы геометрических фигур; формируются представления о пространственных отношениях и пространственном моделировании; развиваются внимательность, мыслительные процессы, логика, фантазия.
  • «Прозрачный квадрат». Игры с прозрачным квадратом развивают такие сенсорные способности как восприятие формы, величины; развиваются навыки ориентировки на плоскости, творческие способности.
  • «Ромашка». Тренажер для шнуровки с детьми младшего дошкольного возраста. А в старшем возрасте игра поможет составлять слова.
  • «Игровизор». Игра помогает детям в ориентировке на листе бумаги. Его можно использовать в старших группах для графических диктантов.
  1. Палочки Кюизенера. Это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, способности моделировать и конструировать.

Использование современных игровых технологий содействует сенсорному развитию детей дошкольного возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.

Литература

  1. Краснощекова, Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты. [Текст] / Н.В. Краснощёкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 82 с.
  2. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: [Текст] Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 57 с
Категория: Статьи | Добавил: orehovatata4ka
Просмотров: 87 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar